Новости

Цирк невозможно представить без музыки.

Цирк невозможно представить без музыки.

Вспомните, каждое цирковое представление начинается одинаково: гаснет свет, и оркестр начинает играть увертюру. В цирке половина успеха артиста — это музыкальное сопровождение, создающее особое настроение у зрителей.

 

На протяжении веков, сначала в виде пения, затем игры на инструментах музыка сопровождала все выступления. Пение, танец, поэзия, физические упражнения, дрессировка животных были неразрывно связаны в уличных выступлениях бродячих артистов — жонглеров, скоморохов. Где бы ни проходили выступления артистов — на аренах цирков и стадионов или на узких улочках, где все сценическое пространство составлял наскоро постеленный в кругу зрителей коврик, — всегда звучала музыка. От авлоса и кифары древних греков до шарманки, как в «Белом пуделе» А. Куприна.

Роль оркестра, причем живого оркестра, в создании циркового образа огромна. И тут дело не только в общей атмосфере, которую создает живая музыка. Просто электронная музыка — лишь фон для действия, происходящего на манеже. А музыка лучших цирковых оркестров, таких как оркестр Пермского цирка — активный участник этого действия. Потому что очень тонко реагирует на происходящее на арене. Например, все мы, сидя в зрительном зале, видели, как лошадь «танцует под музыку». А ведь это дело дирижера — схватить темп, в котором двигается животное, создать иллюзию. Тогда номер станет цирковым чудом, в котором «лошадь танцует под музыку». Оркестр должен постоянно корректировать какие-то неожиданности или неточности представления. Именно поэтому цирковой дирижер практически всегда стоит спиной к музыкантам — внимательно смотрит на манеж. Не говоря уже о том, что дирижер обязательно должен хорошо знать драматургию, композицию, порядок исполнения трюков каждого номера.

Вот потому-то подлинные мастера очень экономно относятся к использованию фонограммы, прибегая к ней только тогда, когда музыкальный образ безусловно знаком зрителю в определенном звучании, например, симфонического оркестра, или же когда требуются специальные звуковые эффекты. Тогда и вся драматургия номера строится исходя из закономерностей развития музыкального образа.

Цирк — консервативное искусство в самом лучшем смысле этого слова. Переломные времена погубили множество оркестров, и лишь в городах, где есть стационарные цирки, они не только сохранились, но и остались единственными носителями джазовой и эстрадной музыкальной культуры. Вообще по своему составу цирковой оркестр мало отличается от эстрадного: саксофоны, трубы, тромбоны, бас-гитара, фортепиано, барабан. Прежде всего он отличается настроением, звучанием и… репертуаром. Раньше говорили, что цирковые оркестры играют все — от Баха до Оффенбаха. Нынче множество музыкальных стилей и жанров, что музыкантам приходится осваивать, кажется практически бесконечным. Но главное несчастье цирковых оркестров отнюдь не в этом: дефицит музыкантов коснулся цирка чуть ли не в первую очередь. Сегодня одни и те же музыканты работают и в цирке, и в оркестрах, и во всевозможных ансамблях. А цирк — это особая стилистика, и не каждый сможет быстро перестроиться.

— Чем отличается цирковой оркестр, например, от симфонического или духового?

 Состав циркового оркестра традиционный, он сформировался ещё в середине XX в., в так называемую «эру свинга». Это классический биг бэнд: 4−5 саксофонов, 3−5 труб, 3−4 тромбона и ритм-группа, состоящая из фортепиано, ударных инструментов и баса.

— Многие цирковые программы сейчас выступают под фонограмму. Как это воспринимают цирковые оркестры?

Фонограмма облегчает работу артистам цирка: в процессе подготовки номера они точно знают, когда и где исполнять тот или иной номер, не нужно синхронизироваться с оркестром. Артисты уже привыкли к этой музыке. Включил кнопку — и никакой работы с оркестром, репетиций с оркестром, не надо. Но вместе с тем это ухудшает общее зрительское восприятие. Могу привести пример. Я был дирижёром на гастролях в Сингапуре. В программе не было ни одной фонограммы, только живая музыка. Импресарио объяснил это тем, что сейчас фонограмму можно послушать в любом доме, а когда зритель приходит в цирк, он платит деньги не только за то, чтобы посмотреть на работу артистов, но и чтобы послушать живую музыку.

Но иногда бывает и так, что фонограмма выручает. Есть такой известный саксофонист и композитор Алексей Соколов, он написал электронный вариант музыки для одного циркового номера, но с переложением на оркестр. У электронной музыки другие законы, другое построение музыкального материала. И как мы ни пытались, не смогли оркестром это произведение сыграть. Тогда пришлось доверить дело фонограмме.

А вот другой пример: Мстислав Запашный приезжал в наш цирк со сложной программой — тигры катались на стеклянных шарах. У него была фонограмма на весь номер, но он предпочитал работать с оркестром. Музыка была, в основном, классическая. И получилось так, что и музыка была сложная, и сам номер сложнейший. Однако он тратил своё время, нервы, чтобы движения на арене попадали в ноты. Это было очень сложно, но он не испугался. И это правильно!

             Эстрадно-джазовый оркестр Краснодарского цирка начал свою работу в обновленном составе с сентября 2014г.

      13 опытных профессиональных музыкантов, входящих в основной состав оркестра,  являются солистами главных музыкальных коллективов города.

 Руководит и дирижирует оркестром выпускник Краснодарского музыкального  колледжа  им. Н.А.  Римского-Корсакова и Санкт-Петербургской консерватории  -  Андрей Романов.

   Благодаря сплоченности, высокой дисциплине и профессиональному подходу, коллектив является постоянным украшением выступлений легенд циркового искусства  на манеже   Краснодарского цирка.

  С весны 2015 года оркестр Краснодарского    цирка  радует   публику своими с сольными выступлениями  на   центральных  концертных  площадках  города, активно   участвуя   во всех творческих проектах  министерства   культуры Краснодарского края.

   В программу  оркестра  входят произведения различных жанров и  направлений,  популярные мелодии, музыка из кинофильмов, джазовые композиции и  инструментальные шлягеры.

   На сегодняшний день коллективу по силам выполнение самых амбициозных творческих задач.

В  августе  2016года   по приглашению   Российской государственной цирковой компании  оркестр Краснодарского цирка  принимал   активное  участие в  проведении   международной профессиональной цирковой премии «Мастер» в г. Сочи.  Зрителями  концертных   выступлений   стали   жители  и гости  курортного Сочи.  Это мероприятие   привлекло   внимание крупнейших   деятелей  циркового искусства всего мира,  став   настоящим событием мирового масштаба.

Как нас найти

. Адрес: Краснодар, ул. Рашпилевская, 147. Пересечение с ул. Головатого, Калинина, Октябрьской.

. Время работы: 09:00-18:00.

. Время работы касс: ежедневно с 10:00-19:00.

. Телефон: +7 (861) 255-84-89 (Кассы), +7 (861) 255-89-87 (Приёмная), 8(989)800-56-35 (Администратор программы).

. E-mail: cirk-krr@yandex.ru

. Как добраться: автобус (3, 16, 26, 46, 67, 96, 106а, 111а, 122а, 152а, 173а, 182а, 186б), троллейбус (2, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 31), маршрутное такси (5, 8, 9, 15, 20, 28, 36, 39, 45, 65, 77, 105а, 114, 131а, 415).